- МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
- вид познавательной деятельности, строящийся по типу реального эксперимента и имеющий его структуру, но развивающийся целиком в идеальном плане. Именно в этом принципиальном положении проявляется здесь деятельность воображения, что и дает основание называть данную структуру воображаемым экспериментом. К М. э. обращался еще Аристотель, доказывая невозможность пустоты в природе. Широкое применение М. э. начинается с Галилея, который первым дал достаточное методологическое указание на М. э. как на особое познавательное образование, квалифицируя его как воображаемый эксперимент. М. э. не сводит к оперированию понятиями, но представляет собой познавательное образование, возникающее на основе воображения в процессе рационального познания. М. э .— деятельность, осуществляемая в идеальном плане, способствующая появлению у познающего субъекта новых эвристических возможностей как в логико-понятийном, так и в чувственно-образном отражении действительности. М. э. замещая в некотором роде реальный, служит его продолжением и развитием. Субъект может произвести, напр., косвенную проверку истинности знания, не прибегая к реальному экспериментированию там, где это затруднительно или невозможно. Кроме того, М. э. позволяет исследовать ситуации, не реализуемые практически, хотя и принципиально возможные. Поскольку М. э. протекает в идеальном плане, особую роль в обеспечении реальной значимости его результатов играет корректность форм мысленной деятельности. При этом очевидно, что мысленное экспериментирование подчиняется логическим законам. Нарушение логики в оперировании образами в М. э. ведет к его разрушению. В М. э. активность разворачивается в идеальном плане, и специфическими основаниями объективности в данном случае является логическая корректность оперирования с образами, с одной стороны, и активность воображения — с другой. Причем решающая роль, как и должно быть в эксперименте, принадлежит здесь «чувственной» стороне, т. е. воображению. Таким образом, М. э. отличается от реального эксперимента, с одной стороны, своей идеальностью, а с другой присутствием в нем элементов воображения как базиса оценки идеальных конструкций (Л. Д. Столяренко).
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.